Популярные статьи Анастасии Рубцовой

Что травмирует ребенка

Улясик вчера прибежала из школы и весело кричит:
— Мама! Зорка нам сказала, кто будет ябедничать, тот будет мыть туалеты!
Зорка — это воспитатель на продленке. Вообще-то ее зовут пани Гаерова, но дети зовут ее — Зорка. А она их зовет «мои котьата».

Зорка — маленькая женщина с гладким пучком волос и характером боевого генерала суворовской армии. Или тренера олимпийской сборной. Если бы кто-то вдруг сказал ей, что предложение мыть туалеты ущемляет человеческое достоинство, или идет вразрез с европейскими ценностями… ну, он бы просто мыл туалеты всю неделю.
Или две.

По счастью, детям такое и в голову не приходит.
Зорка сказала, что ябедничать плохо, значит, это плохо, и точка.
Потому что никто не умеет играть круче боевого генерала суворовской армии. Делать ежей из каштанов, а потом мастерить домашний театр для этих ежей. Лепить из глины «чертей из 1 А», раскрашивать их, а потом устраивать выставку для родителей. Вырезать картонного коня, а потом всем классом прилеплять ему гриву, а потом кататься на нем по очереди.

Никто не умеет так пожалеть, как Зорка, сказать: «Ты мой котятка, иди сюда, это все ерунда». Или вытащить занозу одним взглядом (не спрашивайте. Не знаю. «Мама, это вообще космос, она просто смотрела на нее, смотрела, потом раз — и заноза вылезла!!!»). Или рассказать душераздирающую историю о том, как её дедушке однажды лошадь чуть не откусила палец, почти уже откусила, но тут прилетел орел и спас дедушку.
Я это вспомнила к тому, что регулярно слышу вопросы: а вот если так сказать, у ребенка ведь будет травма? А если сказать «да не хочу я играть в твое дурацкое лего»? И чаще даже в обличительном тоне: боже мой, она говорит ребенку ВОТ ТАК, она что, не понимает, кааааак она его травмирует?

Травмируют не слова. Наша культура придает им несоразмерно большое значение.
Слова ничего не значат.
Если у нас внутри есть этот кристальный внутренний стержень, как у Зорки, и неиссякаемый источник любви к чертям из 1 А, мы им говорить можем все что угодно. И все пойдет впрок.

И они потом еще скажут: «Туалеты меня человеком сделали». Я вам клянусь.
А если внутри у нас тревога, ужас и мучительное недовольство собой, то, что бы мы ни говорили ребенку, самые правильные, самые выверенные слова из лучшего учебника, он ощущает — и берёт себе — то, что под ними. Тревогу и бесконечное недовольство собой. Муть сомнений. Ощущение враждебного мира кругом. Чувство, что на его человеческое достоинство все время покушаются.

В общем, неблагодарное дело воспитания ребенка полезно начинать с мытья собственного туалета.
(а хорошо или плохо ябедничать, вообще говоря, вопрос дискуссионный, но это они сами решат, когда вырастут)
Фото: unsplash.com
Записки о чешской школе