Популярные статьи Анастасии Рубцовой

Откуда у ребенка берется самоконтроль

Недавно я уговаривала одного мальчика восьми лет не визжать посреди улицы.
Если бы вы знали, как некоторые мальчики умеют орать.
Повод был какой-то пустячный, честно говоря, не помню, он утонул в визге.

Я подобралась к мальчику из окопа. Чувства чувствами, сказала я, мы их страшно уважаем. Но, пожалуйста, ори вполголоса, а лучше шепотом. У окружающих тоже чувства, посмотри на их лица.
— Нет! Не могу я не орать! — яростно крикнул мальчик мне в лицо. — Я же ребенок!!!
Тут я даже икнула.
Потому что это убедительное оправдание для малыша лет 3−4, но не для человека 8 лет, выучившего таблицу умножения и освоившего игру в Minecraft.

И потому что трудно придумать более красивую иллюстрацию того, как хорошая, в общем-то, идея превращается в инструмент беспомощной и злой манипуляции.
Ведь идея, что ребенок не до конца себя контролирует в силу незрелости нервной системы — и несправедливо ругать его за то, что у него ножки не выросли, и он не идет этими ножками к холодильнику, — это большое достижение современной гуманистической мысли.
Однако дальше гуманистическая мысль, насмешливо хихикая, убегает прочь. Никак не объясняя родителям, что нужно делать, чтобы самоконтроль у ребенка все-таки прорастал. Популярная версия, я слышу её чаще всего, что нужно просто любить ребенка, просто любить, принимать, отражать чувства, и самоконтроль отрастет как-то сам. В каком-то возрасте. Но это как ожидать, что от любви ребенок сам научится читать или играть на пианино.

Любовь хорошая вещь, но от нее одной ничего не растет. Вернее, иногда растет сразу все, и сорняки тоже.
(не говоря уже о том, что под любовью у нас часто понимается гремучий коктейль из вседозволенности и мазохизма, это отдельная большая тема)
А хорошо бы любовь плюс формирование навыков.

Самоконтроль, умение справляться с волнами собственного гнева, зависти, обиды, ярости — это навыки. Эмпатия — навык, а не дар богов.
Развитие этих навыков у ребенка — и у себя — похоже на дрессировку дельфинов. Занятие вроде бы и увлекательное, но довольно рутинное. Попробуй орать от ярости не каждый раз, а через раз. А теперь вполголоса. Повтори 80 раз. С неизбежными провалами. А теперь попробуй орать шепотом. И еще 80 раз. А теперь попробуй совсем не орать.
Ок, не получилось.
И еще раз не получилось.
И еще сто раз не получилось.
Ничего, дружок. Это знаешь как нормально, когда не получается. Завтра попробуем еще раз.

Эта тропа требует такой выдержки и самодисциплины, такой святой веры в то, что когда-нибудь получится, такой способности справляться с разочарованиями, что я бы, например, не смогла быть дрессировщиком дельфинов.
Может, поэтому такой путь мало кому из родителей приходит в голову.
И когда «просто от любви» в ребенке ничего не вырастает, родитель обычно идет по одному из трех путей попроще: «я плохой», «ребенок плохой» и «мир плохой».

На первом пути мы проваливаемся в болото вины и бесконечно анализируем, в какой же момент недолюбили, травмировали, нарушили привязанность, и довольно быстро оказываемся в тупике, где все пропало, а я жалкое ничтожество, провалившее всё в своей жизни. В тупике темно, тесно, но можно немного отдышаться.

Второй путь — это обычно путь диагнозов, какого-нибудь СДВГ, «чрезмерной возбудимости», «патологической необучаемости и неуправляемости». Или ребенок просто объявляется неблагодарным злобным подлецом. И хотя диагноз — ценный инструмент, но любой хороший учитель или психиатр вам скажет, что самый частый диагноз — не СДВГ и не мозговые дисфункции, а «педагогическая запущенность».

На третьем пути подлецом объявляется мир, который жмет, давит, травмирует, не признает индивидуальности и не позволяет визжать на улице.
Можно все три пути совместить, это удобно.

При этом ребенок бессознательно подыгрывает родителю изо всех сил, потому что вы не представляете, какой это кайф — быть с родителем заодно и грести с ним в одной лодке. Даже если тебя в этой лодке называют злобным подлецом.
Иногда ребенок подыгрывает сознательно.

Но важно знать: если у него хватает «душевных мощностей» на то, чтобы сымитировать беспомощность и отсутствие самоконтроля, то хватит сил и на самоконтроль. С гарантией.

Вообще, если человек освоил письмо, счёт и мобильный телефон, он точно может освоить пульт управления от самого себя.
(многим взрослым эта мысль тоже почему-то неприятна, интересно, почему)
Обидно, когда силы тратятся не на то, чтобы этот пульт освоить, а чтобы отбросить его подальше, перепихнуть другому или даже разломать.
Ну, мне обидно.

Что касается мальчиков, визжащих на улице, всем известно, что лучший способ овладеть ситуацией это сказать: «Ок, у тебя есть время поорать, пока я куплю и съем мороженое. Время пошло».

Фото: unsplash.com
Современное родительство