(это я наткнулась тут на очередную удручающую дискуссию в фейсбуке).
Социологи много раз убедительно доказали, что в любом сообществе, которое обслуживает интересы одной группы, а какие-то другие группы угнетены — среди угнетенных будет идти жесточайшая, животная прямо-таки борьба за должность «надсмотрщика над угнетенными». Потому что должность эта позволяет реально подняться на пару ступенек повыше. Не стоять круглые сутки по колено в говне, а ходить в перчатках и обеспечить выживание потомству.
В таких случаях, говорят социологи, многие из нас, не задумываясь, схватят в руки хлыст.
(хотелось бы думать о себе лучше, но я на всякий случай предпочитаю думать о себе похуже)
Штука в том, что, даже когда в реальности выживать уже не надо, в воображении мы можем бесконечно крутить «кино про Освенцим». И действовать, как будто мы в нем.
То есть рукой неосознанно искать хлыст.
Отсюда и феномен «женщин-надсмотрщиц» в соцсетях, которые яростно пытаются отвоевать себе роль экспертов по красоте, по морали и нравственности, по воспитанию детей, по поведению в общественных местах, по сексуальности.
(и даже по психотравмам, как выяснилось! До чего же много экспертов по психотравмам!)
По сути, они все время пытаются решать, кто хорош, а кто плох для большого белого господина. Потому что в советской и постсоветской России довольно долго — ну вот так вышло — мужчины были той самой привилегированной группой. Теми, за кем «охотятся», кого надо «покорить», удержать, на кого возлагают (о господи, насколько призрачные) надежды, как на источник защиты и денег.
Поскольку есть потребность за счет кого-то вскарабкаться по этим воображаемым ступенькам тюрьмы, выдумываются и выдумываются категории «безнравственных», «плохих матерей», «безответственных дур, не следящих за собой». Их обвиняют, их обличают с горящим взором.
А если кто-то имел неосторожность взаправду показать свое человеческое несовершенство — это просто подарок небес.
(сказал, и в темный лес ягненка поволок)
Нам с вами важно помнить, что вся эта иерархическая лесенка, так же, как и хлыст — ненастоящие. И живут только в головах «надсмотрщиц» и «обличителей». И не покупаться на их картинку, не принимать ее за реальность.
Но, поскольку это эволюционный механизм, с какой же звериной жадностью слетаются на любую жертву те, кому жизненно необходимо подправить статус.
Хочется пожелать им хорошей внутренней тюрьмы. Например, датской, или норвежской.
Фото: unsplash.com